поиск

классификация

Гагарообразные
Гагаровые
Поганкообразные
Поганковые
Буревестникообразные
Веслоногие
Пеликановые
Олушевые
Баклановые
Аистообразные
Цаплевые
Ибисовые
Аистовые
Фламингообразные
Фламинговые
Гусеобразные
Утиные
Соколообразные
Скопиные
Ястребиные
Соколиные
Курообразные
Тетеревиные
Фазановые
Журавлеобразные
Журавлиные
Пастушковые
Дрофиные
Ржанкообразные
Авдотковые
Ржанковые
Шилоклювковые
Кулики-сороки
Бекасовые
Тиркушковые
Поморниковые
Чайковые
Чистиковые
Рябкообразные
Рябковые
Голубеобразные
Голубиные
Кукушкообразные
Кукушковые
Совообразные
Сипуховые
Совиные
Козодоеобразные
Козодоевые
Стрижеобразные
Стрижиные
Ракшеобразные
Сизоворонковые
Зимородковые
Щурковые
Удодообразные
Удодовые
Дятлообразные
Дятловые
Воробьинообразные
Ласточковые
Жаворонковые
Трясогузковые
Сорокопутовые
Иволговые
Скворцовые
Врановые
Свиристелевые
Оляпковые
Крапивниковые
Завирушковые
Славковые
Корольковые
Мухоловковые
Дроздовые
Суторовые
Длиннохвостые Синицы
Ремезовые
Синицевые
Поползневые
Пищуховые
Ткачиковые
Вьюрковые
Овсянковые
Кардиналовые

Средний пестрый дятел

Dendrocopos medius (Linnaeus, 1758)

Middle Spotted Woodpecker
© Андрей Беспалов



все фотографии серии (кликабельны):


автор: Андрей Беспалов
место съемки: алтайский край
дата: 2019-10-22
фотоаппарат: сони экспириенс


комментарии:
2019-11-20. Илья Сухов:

Сразу в редкости! Средний пестрый дятел!


2019-11-20. Андрей Беспалов:

Илья как его подписать там просто нет такого вида !


2019-11-20. Илья Сухов:

Пока никак, подожди пока внесут в списки видов новый


2019-11-20. Андрей Беспалов:

это долго ?


2019-11-20. Илья Сухов:

Думаю в течение суток сделают админы


2019-11-20. Андрей Беспалов:

ммм ясно


2019-11-20. Андрей Беспалов:

я то вообще думал что это малый пестрый дятел как всегда попался а тут оказалось такая редкость . а от куда он мог залететь к нам ?


2019-11-20. Игорь Фефелов:

Ну уж точно не из Китая.


2019-11-20. Михаил Белоусов:

Красавчик! С дублем, Андрей!


2019-11-20. Андрей Беспалов:

спасибо


2019-11-20. Аскар Исабеков:

Поздравляю, Андрей! А еще есть фотографии?


2019-11-20. Андрей Беспалов:

Аскар нет я вообще не бумал что это лайфер и не делал много фото


2019-11-20. Александр Нефёдов:

Извините, мне здесь видится малый - отсутствие пестрин на груди и брюшке, короткое для среднего красное пятно на голове. Хотел бы ошибиться, уж больно крутой получится лайфер... - на восток от Урала, кажется ещё не регистрировали. Андрей, а промерить длину птицы по своей ладони не сможете?


2019-11-20. Андрей Баздырев:

Александр, отчасти согласен с вами - окраска не совсем типична для среднего (в части тех признаков, что Вы указали), но у малого подхвостье без красного цвета, шапочка оторочена по бокам чёрным, на щеке - буроватое пятно. При этом бывают вот такие средние, у которых пестрины выражены слабо, и на фото они могут быть закрыты пальцами автора фото. Да и размер соответствует скорее среднему, т.к. малый ненамного крупнее воробья (вот тут для примера фото малого в руке).

При этом действительно это крайне странная встреча - очень уж далеко находится место встречи от границ ареала этого вида, а дятлы в целом не очень склонны к дальним перемещениям. Я бы, конечно, подумал насчёт гибрида малого и большого, но не знаю бывает ли такое, да и признаков БПД совсем нет. Попробую уточнить у одного моего знакомого - он как раз о гнездовой биологии дятлов в Поволжье диссертацию писал.


2019-11-20. Андрей Баздырев:

Аскар, почему-то эта встреча не отображается в галерее вида на Птицах Северной Евразии и Птицах России.


2019-11-21. Игорь Фефелов:

Андрей, для более точного понимания величины птицы измерьте, пожалуйста, свою руку (или руку того, что держал, если это не ваша) в тех ракурсах, которые видны на фото.


2019-11-21. Александр Нефёдов:

Андрей, я указал только явные признаки за среднего. Согласен, что в остальном много вопросов. Прояснить ситуацию может промер Андрея Беспалова по фотографии и специалист(ы) по дятлам.


2019-11-21. Андрей Беспалов:

от был где то см 15


2019-11-21. Андрей Беспалов:

вот в той же руке малый пестрый дятел он на много меньше https://www.inaturalist.org/observations/35855688


2019-11-21. Андрей Беспалов:

https://static.inaturalist.org/photos/56583733/original.jpg?1574173220


2019-11-21. Андрей Беспалов:

вот норм ссылка https://www.inaturalist.org/observations/35850082


2019-11-21. Андрей Беспалов:

вот норм ссылка https://www.inaturalist.org/observations/35855688


2019-11-21. Александр Нефёдов:

Андрей, спасибо. "Где-то 15 см" это малый пёстрый (min длина). Сравнения с другими фотографиями без промеров ничего не дадут. Если можно, измерьте свою ладонь с похожим предметом и в том же положении - от верхнего конца большого пальца до видимого нижнего края ладони у хвоста под мизинцем. Это даст приблизительный промер и для птицы.


2019-11-22. Андрей Беспалов:

15 см это от головы до начало хвоста + еще хвост 10см


2019-11-22. Алексей Денисов:

15 см от головы до начала хвоста... Немаленький у Вас кулак получается. )


2019-11-22. Илья Сухов:

Ну я думаю, что Андрей конечно слукавил маленько насчет 15. Промерил свой кулак в таком положении пальцев - здесь кулак в наклоне и мерить надо по диагонали- получил 13 см если считать от кончика большого пальца до того места где заканчивается рука, а подхвостье еще продолжается. Согласно снимку остальная часть что не влезла в руку как минимум вполовину от той части что в кулаке. Даже если предположить что у Андрея рука меньше моей, то размер птицы явно не менее 18см


2019-11-22. Александр Нефёдов:

Спасибо, Андрей. 25 см это больше, чем max длина у среднего пёстрого. Тогда это скорее гибрид - см. Андрей Баздырев от 20.11.19. Ваши промеры, - чего вы не пишите,- "15 см от головы до начало хвоста", не могут дать длину хвоста у дятла с фотографии 10 см. Полагаю, это ваши уточнённые "прикидки". Между тем длина птицы (и хвоста) очень просто определяется. Но почему-то вы не хотите, или не можете нам помочь.


2019-11-22. Андрей Беспалов:

это не моя рука а знакомого с которым ездили на ловлю а рука у него не из маленьких


2019-11-22. Андрей Беспалов:

длина да примерная


2019-11-22. Андрей Беспалов:

я думаю его будет очень трудно опять поймать


2019-11-23. Игорь Фефелов:

Вот пусть знакомый свою руку и померяет.


2019-11-23. Андрей Беспалов:

игорь я скинул вам фото в вк


2019-11-23. Игорь Фефелов:

Вижу. Так, сейчас померяем...


2019-11-23. Игорь Фефелов:

Не очень удачный ракурс руки на втором фото, конечно, и получается у меня, что рука не такая уж крупная - примерно как моя собственная (не крупнее средней мужской). Но, если нет ошибки, длина дятла, если его виртуально развернуть как положено, получается 15-16 см.


2019-11-23. Андрей Беспалов:

пачка вся считается за дятла а не где заканчивается линейка


2019-11-23. Андрей Беспалов:

я сверял по своей рукой а не по руке знакомого


2019-11-23. Игорь Фефелов:

Пачка тут вовсе ни при чем, разве что для придания руке примерно той же позиции, как при удержании дятла. И линейка нужна именно к его руке, ничьей более. Вот теперь сравните ваши руки, вычислите разницу в процентах, и тогда получится достаточно близкая к искомой длина дятла.


2019-11-23. Андрей Беспалов:

я взял пачку по размеру птицы которая была поймана


2019-11-23. Игорь Фефелов:

Это опять глазомер. А я по линейке и пикселам считаю.


2019-11-23. Михаил Иванов:

В этой теме тоже задам вопрос. С какой целью, Андрей, Вы с другом отлавливали всех этих птиц?


2019-11-24. Андрей Беспалов:

мы ловли вообще щеглов которых там практически не было для пения


2019-12-01. Игорь Латыш:

Вообще закрадываются сомнения, что это все в Алтайском крае поймано, слишком уж далеко до мест обитания всех этих птиц. Как то не верится, что лазоревка, дятел и завирушка, в одно место одновременно залетели...


2019-12-01. Константин Самодуров:

Игорь, вот... прям мои опасения озвучили. Тоже не верю в такие "удачи", тем более, что был уже товарищ - кольцеватель пуночек, который потом материл участниц сайта, не помню, как того хероя звали...


2019-12-01. Андрей Беспалов:

лазоревка с дятлом была поймана совсем в другом мести от лесной зверушки и в разное время


2019-12-02. Игорь Латыш:

Одно место и время, это я говорю про окрестности Бийска и октябрь. Еще и зарянка тоже, до этого ни одной встречи на сайте для Алтайского края. Все это птицы западные, которые обитают в основном за Уралом.


2019-12-02. Александр.:

Игорь, вы имеете в виду в европейской России? Зауральем принято называть регионы З. Сибири. Кроме отловленного и сомнительного для меня дятла названного средним пёстрым, не все птицы из перечисленных в настоящее время «западные», из евр. России. На восток об. лазоревка регистрируются до Новосибирска. Зарянка: Томск, Н-с-ск, на Енисее и в Кемеровской области. Лесная завирушка: заповедник «Юганский» - Омск - оз. Чаны, Кургальджинский заповедник; в Кемеровской области - 2002 и 2003 г. Следует отметить, что птицеловы иногда действительно ловят (преимущественно осенью-зимой) то, что орнитологи не отмечают(ли). Мне птицеловы сообщали, с убедительными подробностями, об отловах таких птиц в Омске, например седоголовых щеглов.»


2019-12-02. Игорь Латыш:

Ну да, европейскую часть России. Может я не правильно выразился, я говорил, что основная часть ареала этих видов лежит в западной части России, а не то что они совсем не встречаются восточнее Урала. Я точно не знаю были ли регистрации этих видов в Алтайском крае (исключая лазоревку, знаю, что были), возможно Алексей Эбель поправит. Показалось странным, что данные птицы были отловлены примерно в одно время и в одном месте.


2019-12-03. Александр Гончаров:

На мой взгляд, сомнения Игоря и Константина вполне обоснованы-действительно странно, что за короткий промежуток времени на небольшой площади одними и теми же людьми отловлены совсем не типичные для данной местности птицы. Но лично я Андрею верю. Во-первых-находки задокументированы, есть фото. Во-вторых, я по-прежнему не вижу в дятле СПД, склоняюсь к версии гибрида/аномалии. В-третьих, осень -это время, когда наиболее часто встречают и отлавливают в разных регионах виды птиц, которые не характерны для данной местности, потому что в это время птицы начинают широко разлетаться/кочевать и прочее, оказываясь совсем в нетипичных для них местностях. Примеров-много, особенно в Западной Европе, было бы в Сибири столько же наблюдателей-подобные находки стали бы обыденными. Кроме Ажендарово, в З.Сибири, по большому счёту, нет станций кольцевания. А Ажендарово уже не мало принесло интересных находок, в том числе видов, которых в регионе больше никто и нигде не отмечал. Ну и в -четвёртых-я всегда верю человеку/наблюдателю, пока он не даст повода ему не верить. У меня у самого есть наблюдения,в том числе детские, которые не задокументированы (нет фото) и которые я не озвучиваю и сам подвергаю сомнению (ссылаясь на ошибки определения и ошибочность детского восприятия), потому что они тоже не совпадают с известными ныне ареалами птиц.


2020-01-16. Алексей Эбель:

Ситуация с дятлом, конечно, уникальна.
Но, собственно, чего только не бывает: у нас на границе с Новосибирской областью ловили гималайскую завирушку, а у Барнаула - седоголовую горихвостку.
Что касается других видов, то зарянка не так уж исключительно редко попадается в Алтайском крае, есть даже предположение о её гнездовании неподалёку - у Белокурихи.
По лесной завирушке - да, это первая достоверная встреча в Алтайском крае, но уже во всех соседних регионах она фиксировалась, в т.ч. в Республике Алтай. Я даже сам однажды в Горном Алтае видел, но, как это водится фотоаппарат был в 50 метрах от меня, пока сбегал - её след простыл.
По лазоревке тоже уже писали - залёты до Новосибирска случались, у нас документированная встреча для западных районов края и рассказы птицеловов (которым я доверяю) о её поимке у Барнаула.
Сейчас как раз пишу статью о встречах редких видов птиц (кроме краснокнижных) в Алтайском крае.
Вообще-то, я уже дважды высказывал предложение профессиональному сообществу создать орнитофаунистическую комиссию (по примеру Северо-Кавказской), которая и занималась-бы обсуждением таких вопросов и публикацией данных о документированных/валидированных встречах редких видов, чтобы все эти сведения актуализировались и их можно было-бы найти любому любителю или профессионалу в одном месте (а не лопатить кучу интернет-ресурсов, а также пытаться найти порой малодоступные печатные издания).
Но пока не складывается.


2020-01-19. Александр Гончаров:

Кстати,насчёт сетей -почему ими особо никто не пользуется(именно в любительских (бёрдвотчерских) целях)? К примеру - совершается поездка на тот же Алтай или любое другое место. Остановились на ночь-поставили сети, пару раз ночью и утром встали - проверили, всех кто попался-отметили и отпустили. И так на каждой ночёвке или длительной стоянке. Мне кажется много чего интересного таким способом можно найти. Хотя я знаю, что и минусов у такой идеи много. Даже банально в вопросе об умении обращаться с сетями и птицами. Это всё так-мысли вслух.


2020-01-19. Андрей Беспалов:

Да с сетями не просто работать с расстановка ,надо знать где пролетка у птицы по утрам и вечером . да еще сети делятся на два типа нейлоновые и капроновые сети . нейлоновые сети дешевле но с ними труднее работать трудно выпутывать птицу , птица сильнее запутывается .с нейлоновыми сети надо седеть и не отлучатся или каждые 10 мин проверять так как птица в них сама себя душит . нейлоновые сети служат не долго они теряют свой окрас быстро начинают гнить и рваться вес держат не большой , сеть птица побольше может пройти насквозь . ну вроде про нейлоновые сети все .
Капроновые сети служат долго не теряют свой окрас , прочные выдерживают большие массы у них есть апгрейды типа ветрозащищенность , влагоустойчивость но эти сети не из дешевых стоят от 3 тыс руб


2020-01-19. Владимир Маер:

Отвечу от себя и за себя по поводу ловли на сети. Для профессиональных целей это приемлемо и нужно, а простым любителям не стоит этим заниматься, я считаю. Андрей тут правильно рассказал о нюансах их применения- это ответственное дело. Надеюсь, он тоже аккуратен в этом, как и практикующие орнитологи. А вот простым бёрдвочерам нужно ли это? Да, интересно было бы подержать птицу в руках, отснять, и отпустить потом. Но по мне так это не спортивно. И ради своего любопытства вторгаться таким образом, даже ради науки, в очень непростую жизнь птичек не хотел бы. Как и не хотел бы обозревать их в каком-либо зоопарке. Но это моё субъективное ИМХО.


2020-01-19. Константин Самодуров:

В данном случае, как я понял, птиц ловят не ради науки, а "для пения". То есть "нужных" птиц сначала фотографируют, а потом лишают свободы, а всяких там дятлов, по недоразумению своему залетевших в сети, отпускают после фотосессии. Полностью согласен с Владимиром в вопросе использования сетей любителями. Мы с фотоаппаратами-то не всегда придерживаемся принципа "не навреди", а тут сети...


2020-01-19. Александр Кочетков:

Поддерживаю Владимира и в плане "не спортивно", и в плане того, что излишнего (в данном случае явно излишнего) вреда птицам наносить не стоит.


2020-12-12. Алексей Эбель:

Ещё раз посмотрел все признаки, ничего, чтобы указывало, что это не средний пёстрый нет. Был вопрос по шапочке: у самок она меньше, чем у самцов, в любом случае шапочка заканчивается более длинными перьями хохла, поэтому в спокойном состоянии кажется более далеко заходящей на заднюю часть головы. Про пестрины: если присмотреться, то в районе среднего пальца торчит пара тёмных остей. В любом случае, на снимке боков не видно, только грудь и брюхо.
В остальном все явные признаки среднего: слабый клюв и слабые ноги, ноги желтоватые (не только подошва, но и цевки), цвет подхвостья более бледный, чем шапочки, переходящий в желтоватый, нет чёрной окантовки шапочки, нет явного чёрного уса, а только помарки, щека не желтоватая, а белая. Ещё очень характерное рулевое (Р5), у БПД все рулевые с белым цветом (Р4-6) имеют симметричные тёмные пятна на внутреннем и внешнем опахале, а у МПД на этих-же рулях белый цвет развит гораздо сильнее. Мне удалось найти только одно фото среднего пёстрого с расправленным хвостом в похожем ракурсе, там левое P5 выглядит очень похоже, но его ветка перекрывает (https://erbirds.ru/v2photo.php?l=en&s=001900631&n=1&t=280&si=rus). Постараюсь попросить зоомузейщиков откуда-нибудь из ЕЧ России глянуть в коллекциях.



кодовое слово

* все поля обязательны для заполнения