search

Tree Pipit

Anthus trivialis (Linnaeus, 1758)

Лесной конек
© Ivan Zuban



all photos of serie (clickable):


author: Ivan Zuban
location: SKO
date: 2014-06-19
equipment:


comments:
2014-06-20. Зубань Иван:

гнездо на земле в березово-сосновом лесу, конек и овсянки отпадают. Птицу увидеть не удалось(


2014-06-20. Федоренко Василий:

Почему конёк отпадает? Это как раз на лесного конька больше всего похоже.


2014-07-01. B.Gubin:

Гнездо из стеблей и листьев злака, что характерно для лесного конька.


2014-07-02. Олег Белялов:

Я тоже за лесного конька, даже при многообразии окраски его кладок. А почему Иван сразу исключил конька из предполагаемых хозяев? Возможно на то есть причины?


2014-07-21. Зубань Иван:

Смущение вызывают размеры яиц: 26*18,3; 25,4*18;25,4*18;25*18 мне кажется крупноваты для конька.


2014-07-21. Федоренко Василий:

Да, крупноваты, по Балацкому лесной (18.5-23.5) х (14.0-17.0). Но это крупно и тем более для пятнистого. А по окрасу кроме как конёк, ничего не подходит.

Хорошо бы, если бы Николай сам прокомментировал эту кладку.


2014-07-27. Николай:

Коллеги, я однажды смотрел это фото и не стал комментировать, так как вы определили это гнездо правильно. Оно действительно принадлежит лесному коньку. Бывает такая редкая вариация в окраске у седоголовой овсянки, но крапины крупнее. Сомнение вызывают промеры яиц,приведённые Иваном. Но в данном случае вероятно, что циркуль был не исправен или человеческий фактор.


2014-07-31. Зубань Иван:

Аскар удалите пожалуйста фото.Если бы не было уверенности в точности промеров яиц, ради чего мне пришлось посетить гнездо дважды, я бы даже не подумал выкладывать это фото на сайт. А списывать явные факты на неумение пользоваться элементарными вещами, которым еще в школе - не серьезно.


2014-07-31. Коваленко Андрей:

А почему исключили версию с полевым жаворонком...?
http://kak-eto-vygljadit.ru/wp-content/uploads/2013/05/4232423.jpg


2014-07-31. Коваленко Андрей:

Что за лес то там был...?


2014-08-01. Исабеков Аскар:

Вот это правильно - спасибо, Андрей. У жаворонков яйца крупнее?
Иван, удалить всегда успеем. Надо же разобраться. К тому же нет причины для удаления - фотография хорошие, промеры точные.


2014-08-01. Зубань Иван:

Это был смешанные березово-сосново-карагановые насаждения, гнездо располагалось в 80-100 м. от опушки. Биотоп не полевого жаворонка, гнездо у жаворонка, на мой взгляд "рыхлее" и не такое глубокое.


2014-08-01. Коваленко Андрей:

Да, надо было найти хозяев гнезда... Вдруг это лесной жаворонок. И биотопчик как раз его... :) Впрочем, еще неизвестно, как полевые могут гнездиться...


2014-08-01. Панов Андрей:

по поводу гадания кому принадлежит гнездо.Почему автор дважды ездил на гнездо и не увидел хозяев а чем спорить на счет правильно ли сделаны промеры в следующий раз посидите и подождите хозяев не долго ждать прийдется


2014-08-01. Коваленко Андрей:

Поздно пить боржоми... :)


2014-08-01. Олег Белялов:

А почему никто не подумал о том, что кладка была брошенной и Иван именно поэтому не увидел хозяев. Чтобы ни у кого не было сомнений, яйца надо фотографировать с зажигалками - как я недавно убедился, это самое надёжное доказательство видовой принадлежности. А если серьёзно - есть фотография, есть размеры, значит хозяина можно вычислить. Жаль, что Иван сразу не сказал о размерах яиц и что именно это его смутило - определение бы пошло другим путём. Конечно место встречи отстоит очень далеко от надавних находок в Оренбуржье у наших границ. Надо мнение Сергея Корнева узнать.


2014-08-04. Корнев Сергей:

Уважаемые коллеги!
С интересом слежу за полемикой вокруг этой кладки...
На мой взгляд - типичная "рыжая" форма кладки лесного конька. Я такие неоднократно находил в южном Оренбуржье. Конечно, размеры немного выходят за "рамки". Но у лесного жаворонка окраска кладки другая. Думаю, что вероятность отклонения размеров у лесного конька все-таки выше, чем появление нестандартной кладки у лесного жаворонка...
Хотя не претендую на истину в последней инстанции. В любом случае, если хозяина не видели, то со стопроцентной уверенностью определить такое гнездо очень сложно, если вообще возможно.


2014-08-05. Зубань Иван:

Панову Андрею.
Большое спасибо за дельный совет, по поводу того, что нужно было дождаться хозяев, но к сожалению не всегда это так.
Если бы за 30 минут ожидания у гнезда птицы бы появились, не пришлось бы сейчас выяснять чья эта кладка.
По поводу правильности промеров ни кто и не спорил,я всего лишь подчеркнул, что они 100% точные.
Если Сергей Корнев говорит, что вероятность отклонения размеров у конька все таки есть, то давайте считать, что это он.
Хотя сомнения все равно остаются, почему раньше ни кто об этом даже не предположил?


2014-08-05. Олег Белялов:

Если бы Иван изначально выставил кладку на определение, указав, что его смутили размеры яиц, "гаданий" было бы меньше. Но не вижу никакой проблемы. Конечно размеры смущают и теперь. В "Птицах Казахстана" они тоже даны для лесного конька (11 кладок) более мелкими 18,8 - 23,5 Х 14,9 - 16,2 мм. В тоже время для сибирского полевого жаворонка (24 яйца) даны 21,0 - 24,4 Х 15,0 Х 17,4 мм. Даже они мельче. Так что пока тема не закрыта. Пусть будет на определении, вдруг что-то совсем неординарное выяснится.


2015-07-14. B.Gubin:

Посмотрел внимательно коньков и жаворонков. Размерами яиц схож с черным и двупятнистым жаворонками. Окрас яиц тоже совпадает. Конечно больше признаков у черного жаворонка. Вопрос к автору снимка, были ли там эти виды, хотя бы изредка. По Птицам Казахстана ареал черного совпадает, несколько южнее распространен двупятнистый. Конечно, ареалы пульсируют и расширяются. Что касается лесного конька, то и у него возможны кладки более крупные, чем приведены в литературе. Естественно, решать все-таки автору, он лучше знает набор гнездовой фауны района, где производилось фотографирование.


2015-12-14. Николай:

У меня был интересный случай: однажды в музее измерил только кладку яиц соловья-белошейки с помощью электронного штангенциркуля. А позже, во время работы с размерами яиц этого вида, заметил, что размеры яиц в этой кладке довольно крупные. Перемерил снова. Оказалось, что размеры точны, но за минусом ровно 30 мм, то есть я не обнулил циркуль перед измерением:( А если бы погрешность была меньше, то ошибку в измерении, вероятно, не заметил... Теперь, как и раньше, пользуюсь только обычным циркулем.


2016-03-17. Николай Балацкий:

Мы с Геннадием Бачуриным на днях рассмотрели этот "проблемный" снимок гнезда. Без сомнений, это гнездо принадлежало лесному коньку. Но ни в коем случае не жаворонку. Наибольший размер яйца конька нам известен как 22.4 х 18.7 мм (Баргузин, пятнистый конёк; имеется фото этой кладки из 4 яиц в гнезде и на фоне линейки), что по длине заметно уступает яйцам, измеренных в найденном Иваном гнезде.
Коллеги, если птицу-хозяйку гнезда кому-то из вас не удалось увидеть, то само гнездо постарайтесь хорошо сфотографировать на фоне масштабной линейки или предмета с известными размерами (монета, спичка). В крайнем случае коллектируйте кладку с гнездом целиком или одно яйцо. Это позволит избежать недоразумений в определении, добавит вам новых знаний и совершенно не нанесёт ущерб всей популяции данного вида. Если окажется, что наседка не погибла, то аналогичное гнездо она вновь построит и отложит новую кладку яиц.


2018-04-24. Николай Балацкий:

Гнездо и кладка яиц лесного конька.


2018-04-25. Аскар Исабеков:

наверное, пришло время принимать решение по этой серии. Поскольку никаких других версий, кроме лесного конька нет, то переношу его в эту папку.



secret code

* all fields are required